Шпатлевание кузова.

Основные этапы выполнения автомобильных шпаклёвочных работ.

 

Рынок материалов для ремонта автомобилей предлагает полиэфирные и двухкомпонентные эпоксидные шпатлёвки (смешивают с отвердителем). Время нанесения готовых смесей лимитировано. Полиэфирная шпаклевка должна быть использована в течение двадцати минут максимум. После нанесения ее можно шлифовать. Эпоксидная шпатлевка «живет» полчаса и высыхать должна при температуре 20С.

Сегодня, для ремонта кузова авто, используют исключительно быстросохнущие двухкомпонентные составы.

 

Подготовительный этап перед грунтованием кузова авто.

Поверхность кузова подготавливают – очищают от грязи и коррозии и матуют. После этого непосредственно начинается шпаклевка авто. Наносят шпатлевку на поверхность слоем не толще трёх миллиметров. Если требуется слой толще указанного, значит это упущение кузовщика. Он не закончил работу или недобросовестно выполнил рихтовку авто.

Толстые слои шпатлевки недопустимы из-за возникновения высокого внутреннего напряжения, которое неизбежно закончится растрескиванием. Каждый предыдущий слой шпатлевки, перед нанесением очередного, должен быть хорошо высушен.

Наносится материал при помощи шпателя, который держат под углом около 30-40 градусов к обрабатываемой поверхности движениями, напоминающими втирание. Для работы с царапинами их необходимо расшить, т. е. увеличить их ширину и придать правильную форму профилю повреждения. К примеру, никакими стараниями невозможно полностью заполнить шпатлевкой V-образную царапину. Если ей не придать полукруглое сечение, то по истечении некоторого времени шпатлевка авто просядет, а свежая покраска и лак проявят этот дефект.

Не стоит за один подход пытаться зашпаклевать глубокие повреждения или царапины. Это не актуально и бесполезно! Нужно знать, что чем больше положено нетолстых слоев шпатлевки, тем более «спокойно» она себя ведет, не возникают напряжения и, как следствие, негативные последствия.

 

Необходимый инструмент и материал

Для успешного ремонта кузова авто потребуетс.я следующее:

•Набор шпателей разных размеров;

•Двухкомпонентные шпатлевки (основная и финишная);

•Комплект наждачной бумаги с такими параметрами зернистости: Р120, Р180, Р220-240.

•Проявочный порошок;

•Рубанок для закрепления наждачной бумаги;

•Шлифмашинка с набором абразивных кругов с зернистостью Р180…Р400;

•Обезжиривающее средство (например, «Уайт-Спирит»);

•Скотч-брайт.

 

Подготовка шпатлевки

Двухкомпонентная шпатлевка авто приготавливается при помощи двух шпателей разных размеров. На больший шпатель берется небольшое количество основной шпатлевки (большое количество можно не успеть использовать) и добавляется отвердитель. Пропорция – 1 : 20. Массу нужно тщательно размешать, превратив ее в однородную. Далее приступают к нанесению шпатлевки.

 

Нанесение шпатлевки.

Наносят шпатлевку в несколько операций. Первый слой укладывается с усилием, чтобы заполнить все пустоты и повреждения. Затем сушка. В случае недостаточно высокой температуры окружающей среды, используются нагревательные приборы. Лучше всего пользоваться техническим феном. Температуру нагрева нужно контролировать и не превышать, дабы избегнуть вскипания и дальнейшего разрушения шпатлевки. Рука должна выдерживать струю подаваемого теплого воздуха.

После сушки наносится еще слой шпатлевки, снова сушится и так до тех пор, пока не будет получен требуемый результат. Его можно определить на ощупь. Обработанная поверхность должна быть вровень с основной или едва выступать. После этого приступают к шлифовке.

 

Шлифовка поверхности с использованием проявочного порошка.

Обязательно защитить дыхательные пути респиратором. Есть мнение, что шлифовка составляет 70% всего объема малярных работ с кузовом авто. Это означает, что шпаклевка автомобиля подразумевает больших затрат времени и сил на шлифовку.

Полезным будет рубанок чтобы работать с большими плоскостями: капот, крыша и прочее. Использовать нужно «наждачку» Р120. Несильным нажатием начинают шлифовать поверхность до тех пор, пока не образуются потертости. После этого участки, нуждающиеся в дальнейшей обработке, шпаклюются еще раз. И процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнут требуемый результат. Сколько раз повторять эти процедуры сложно объяснить словесно. У каждого мастера своя методика и мера, поэтому точно можно сказать, что умение приходит с опытом.

Но во всех случаях точно работает правило проверки качества выполненных работ. Для этого, не глядя на поверхность, нужно провести рукой по готовому участку кузова и ощупать ее. Если будут ощущаться неровности – значит, они там существуют. Нужно определить тип неровности: что это выступ или впадина. Если приложить ребром к проблемному месту металлическую линейку, можно увидеть тип дефекта. Однако это далеко не «ювелирный» метод обнаружения неровностей.

Этим методом, в основном, пользуются при принятии кузова автомобиля после рихтовки другими мастерами.

Более эффективно использовать проявляющую протирку. Это черный порошок, которым затемняют рабочую поверхность и начинают шлифовать рубанком. Порошок наносится имеющимся в комплекте поролоновым спонжиком. Дальнейшая шлифовка покажет, где еще требуется шпатлевка автомобиля. Ее нужно будет накладывать на те участки кузова, где они остались затемненными.

Не стоит особо усердствовать в процессе шлифовки, т.к. шпатлевка стачивается гораздо легче металла, поэтому существует вероятность «вышкурить» лишнего, из-за чего получится неровная поверхность.

Шлифовка производится наждачной бумагой, которую постепенно сменяют от крупного зерна к мелкому. Т.е. сначала работают крупным материалом (Пр.: Р120), затем меняют на более мелкий (Пр.: Р180). При этом следует обязательно выполнять одно правило: переход от крупного абразива к мелкому не должен быть резким и составлять 100 или более единиц. Это значит, если шлифовка производилась наждачной бумагой Р80, то сменить ее должна будет Р120…Р150, и только потом Р180 и далее.

К концу этапа прибегают к использованию финишной шпатлевки. Она более мелкая и пластичная и так же, как и основная разводится с отвердителем. Высушенную финишную шпатлевку шлифуют бумагой Р220…Р240. На этом этапе практично и эффективно воспользоваться шлифовальной машиной.

 

Окончание

На последнем этапе происходит определение «подозрительных» участков, удаление возможных дефектов, грунтовка и покраска. Выявление «подозрительных» мест осуществляют при помощи, смоченной в растворителе тряпочки. Проводят ею по кузову и наблюдают реакцию: если краска смывается или вспучивается, то эту поверхность грунтуют.

Затем весь объем матуется. Используются абразивы Р240…Р320. Пользуются шлифмашинкой. Труднодоступные места матуют скотч-брайтом. При помощи компрессора и тряпочки избавляются от пыли, получившейся в итоге малярных работ, и подготавливают кузов к дальнейшей покраске.